КОНТАКТЫ
 

На главную   -    Библиотека

Центр не ограничивает свою просветительскую деятельность территориальными рамками Лейре. Он предоставляет в распоряжение школ специальные передвижные выставки, с помощью которых можно организовать практические занятия на местах. Такие выставки представляют собой ящики, в которых содержатся реплики различных сосудов, одежды, ткацких станков, топоров, мотыг, снабженные инструкциями по их использованию. Этот вид деятельности центра хотя и является по признанию его организаторов наиболее трудоемким и дорогостоящим, но одновременно приносит максимальную пользу.

Выяснилось, что ученики гораздо прочнее усваивают знания об обществе древних людей, приобретенные в процессе личного участия в труде. В этом их разительное отличие от знаний, почерпнутых из книг. Одновременно школьники усваивают такие истины, как уважительное отношение их доисторических предков к природной среде, необходимость сокращения необдуманных вмешательств человека в природу.

Сегодня все больше стран, число которых входит и Россия присоединяются к реализации концепции устойчивого развития. Согласно этой концепции, люди должны соблюдать законы природы и изменить свое потребительское отношение к ней на признание ее самоценности: с одной стороны, должны быть учтены интересы людей, их желание создать для себя приемлемые условия существования, с другой – человеческие устремления следует ограничить рамками природных законов. Чтобы реализовывать эти принципы на практике, нужны люди с новым мышлением. Именно поэтому во всем мире в последнее время все больше внимания уделяется образованию в области окружающей среды. В «Концепции устойчивого развития России» выделен раздел «Экологическое образование, экологизация общественного сознания». В нем особо подчеркивается формирование всеми доступными средствами экологического мировоззрения граждан России, в первую очередь детей.

Необходимыми условиями для выживания человечества стали грамотное экологическое поведение человека, бережное отношение и любовь к природе, знания о нашей планете, о среде обитания, в которой живет человек, о его месте и значении в этой среде. Одним из важных направлений развития этого знания являются понимание взаимосвязей и взаимовлияния человека окружающего его мира.

Во многих странах, в том числе и в России, в последние годы экологическое воспитание и образование относят к одной из важнейших государственных проблем. Создаются системы непрерывного экологического образования и развития. Первой ступенью этих систем является дошкольное воспитание и образование. В этом возрасте формируются основы мировоззрения человека, его отношения к окружающему миру.

Природа, по высказыванию великого чешского педагога Я. А. Коменского, – это единство макро– и микромира. Человек, этот своеобразный микромир, должен научиться чувствоватьприроду, жить и действовать по законам, которые справедливы для всего живого.

В связи с этим, несомненно, одним из важнейших в образовательно-воспитательной деятельности центра будет развитие экологического направления.

Туристически-развлекательное направление

Природно-историко-культурный центр с музеефицированными археологическим и этнографическим комплексами должен стать одним из самых интересных и привлекательных объектов туризма. Для этого предполагаются создание традиционной экспозиции и показ реконструированных, желательно функционирующих комплексов.

В археологической и этнографической деревнях наряду с реконструированными комплексами могут работать мастерские по производству самой разной продукции. Очень интересный пример такой организации туристической деятельности имеется в болгарском городе Толбухин. Созданный в нем этнографический комплекс поставил и успешно решает задачи сохранения, осмысления и показа архитектуры, быта и экономического прошлого города конца XIX – начала XX вв. В состав комплекса входят реставрированные дома, каменные водоемы, ремесленные мастерские (медницкая, кузнечная, столярная, суконодельная, вязальная, ткацкая, скорняжная, резьбовая, ювелирная, переплетная, гончарная, бондарная, седельная, точильная, мастерские для музыкальных инструментов и болгарской национальной вышивки). В этих мастерских народные мастера по подлинным образцам и старой технике оригинальными инструментами вырабатывают произведения высоких художественных качеств. Посетителям предоставлена возможность ознакомиться с производственными процессами. На территории комплекса действуют лавки, в которых продаются буза и кренделя, а также винный погребок, трактир, кафе и торговый ряд, где болгарские и иностранные гости могут приобрести выработанные в народном стиле произведения ремесленников: обшитые жилеты, пестрые шерстяные чулки, хлопчатобумажные вышитые полотенца, мужские и женские меховые безрукавки, головные уборы, народные инструменты (гайды и кавалы), медницкие, ювелирные изделия и др.

Широко известным является археолого-этнографический исследовательский центр Памунки в США. Комплекс Памунки начал строиться в 1976 г. по инициативе вождей индейского племени памунки, остатки которого живут в резервации в бассейне одноименной реки в штате Виржиния. Памунки представляет собой музей истории племени и одновременно его культурный центр. Индейская деревня построена по образцу поселений доколумбовой Америки, т. е. до первой встречи индейцев с английскими колонистами-пионерами. В ней возрожден образ жизни, который в указанный период вели индейцы памунки. Тогда они добывали себе пропитание охотой, собирательством и огородничеством, выращивая кукурузу и овощи, изготовляли керамику, но не знали металлов. Интересно отметить, что экспериментаторы, пробовавшие вести образ жизни индейцев, обнаружили, что более всего их силы экономили орудия, которые полностью соответствовали индейским оригиналам.

Деревня располагается не небольшом участке площадью 0,4 га, к которому примыкают небольшие обрабатываемые поля, на которых выращиваются традиционные сорта кукурузы, бобы, фасоль, подсолнечник, табак, различные сорта тыкв. Все виды работ производятся только инструментами, изготовленными по старинным индейским образцам. Вся деревня состоит из нескольких жилых комплексов, каждый из которых включает жилище на одну семью и примыкающую к нему хозяйственную часть (кладовую, мастерскую, один или несколько очагов, складские ямы и площадки, где выполняются разнообразные сезонные или повседневные работы). В каждом доме может разместиться семья из двух—четырех человек. Внутренний интерьер дома точно воспроизводит настоящие индейские жилища племени памунки. В его центре располагается очаг для приготовления пищи и обогрева. Несмотря на то что дома все сплошь деревянные, они хорошо держат тепло. Хотя тип индейских жилищ один, каждое из них имеет свои индивидуальные особенности. При сооружения каждого из них использовались различные материалы и технические приемы. Посреди деревни имеются общий большой очаг и место для собраний. Здесь обжигается керамика, проводятся совместные мероприятия и праздники, готовятся и подаются общие блюда.

По замыслу сотрудников, археолого-этнографический исследовательский центр Памунки не представляет собой раз и навсегда законченный комплекс. Между существующими строениями возводятся новые жилища с соответствующими хозяйственными комплексами, при возведении которых будут продолжаться различные эксперименты. По мере появления новых домов старые ремонтируются, перестраиваются или при необходимости переносятся. Таким образом деревня постоянно меняется. Соответственно, экскурсантов и туристов, посетивших ее вновь по прошествии некоторого времени, ждут новые знания и впечатления о жизни старинного индейского поселения.

Создание музеефицированных комплексов происходит на памятниках не только древней или средневековой истории, но и более близкого к нам времени. Так, в Ридли-Крик-Стей-Парке в графстве Делавэр штат, Пенсильвания (США) в 1974 г. начали воссоздание одной из ферм европейских колонистов, которые проникли на североамериканский континент в XVII–XVIII вв.

Отстраивая ферму, экспериментаторы тщательно изучили все возможные исторические и археологические источники. Интересно, что при попытках следовать за оригинальной технологией выяснилось, что некоторые приемы приходится разрабатывать заново, так как в письменных материалах и археологических находках имеются многочисленные пробелы.

Кстати, это весьма распространенное заблуждение – считать, что все подробности истории нового и новейшего времени имеются в письменных источниках. Как показывает опыт историков и археологов практически всех стран, это далеко не так.

Современный туризм характеризуется повышением интерактивности, т. е. туристы и посетители уже не удовлетворены ролью только зрителей и слушателей – пассивных потребителей. Поэтому очень важным представляется вовлечение их в познавательно-воспитательный процесс в качестве участников.

Для желающих может быть организовано проживание в условиях, скажем, бронзового века или Средневековья, не говоря уже о возможности примерить натуральный костюм, оружие разных времен и народов, а также попробовать блюда, приготовленные по рецептам, технологии и в посуде далеких (да и не очень) эпох.

Сюда же входит организованное по желанию заказчиков участие в различных обрядах, ритуалах, исторических событиях.

Посетители археолого-этнографической деревни смогут не только познакомиться с экспонатами-подлинниками в основной экспозиции и приобрести репликации оригинальных вещей – этот вид туристических услуг традиционен и используется повсеместно. Инновацией является знакомство с живым процессом и технологией изготовления этих вещей (очень эффектным и эмоционально запоминающимся фактором является соблюдение всех элементов подлинности – мастера работают в костюмах и применяют инструменты соответствующих эпох). Развивая эту идею, можно предложить экскурсантам попробовать себя в этом процессе. Естественно, речь идет о несложных и безопасных видах производств. Участники одного из фестивалей по технологии древних производств (организатор проведения фестиваля – Энгельсский краеведческий музей под руководством директора С. И. Спиридоновой), стали того, насколько большой интерес может вызвать данное направление. Организованные перед краеведческим музеем г. Энгельса Саратовской области площадки, на которых мастера в присутствии зрителей вживую изготавливали наконечники стрел из камня, плели тесьму, лепили и обжигали керамические сосуды, ковали оружие, вышивали, привлекли большое количество прохожих, людей, не имеющих никакого отношения к проводимому мероприятию. Немногие из наших современников имеют представление о том, что и как изготавливалось даже нашими бабушками и дедушками. Поэтому люди независимо от пола и возраста часами наблюдали за происходящим. Но надо было видеть глаза и эмоциональное состояние зрителей, когда им предложили попробовать сделать вещи самим. Взрослые мужчины, подростки и дети оспаривали друг у друга право принять участие в этом процессе. Одновременно мастера из числа участников фестиваля и прохожих обменивались опытом.

Страницы: