КОНТАКТЫ
 

На главную   -    Библиотека

Давным-давно… нет, пожалуй, даже еще раньше, чем просто «давным-давно», индиго был самым важным красителем в мире. В какой-то момент индиго поддержал Британскую империю на плаву, а позже помог нарушить хрупкое равновесие. Древние египтяне заворачивали мумии в ткани, покрашенные индиго.

В Центральной Азии индиго красили ковры. Более трех веков этот краситель был самым спорным в Европе и Америке, и его знали люди многих национальностей. Но в 1970-х я уже понятия не имела, как выглядит это растение, мне просто нравилось само слово, что весьма показательно. Много лет спустя, отправившись на поиски индиго, я изначально планировала найти те пресловутые «высокие деревья».

Само название «индиго», как и «ультрамарин», рассказывает об исторической родине красителя, а не о том, что он собой представляет. «Ультрамарин», как вы помните, означает «заморский», а слово «индиго» происходит от греческого «индийский». Иногда европейцы ошибались, считая что-то индийским. К примеру, «индийские чернила», как называют тушь, на самом деле вовсе не индийские, а китайские, это скорее небрежный взмах руки: дескать, откуда-то оттуда, но в случае с индиго название дано точно, так что я была права, решив отправиться в Индию, хотя и не сразу обнаружила там то, ради чего приехала.

Индиго начали выращивать в долине Инда более пяти тысяч лет назад, и на тамошнем наречии растение называли «нила», что значит «темно-синий». Отсюда культура распространилась во всех направлениях. В Британском музее хранится табличка с вавилонскими рецептами краски, которая датируется VII веком до нашей эры, а это значит, что в Месопотамии индиго знали уже более двух с половиной тысяч лет назад, а когда жадные до денег европейцы очутились в Гоа, то нашли там столько индиго, что с радостью стали вывозить и его вдобавок к камфоре, индонезийской мускатной дыне и расшитым шелкам.

Вообще-то индиго не был чем-то новым для европейцев, поскольку с древнейших времен его в небольших количествах привозили и использовали в медицине и для получения краски. Ченнини предлагал подмешивать немного багдадского индиго в глину, чтобы получить фальшивый ультрамарин для фресок, но теперь португальские, а позднее британские и голландские торговцы готовы были взорвать рынок, выкинув на него новую краску. Они не сомневались, что краска станет, как бы мы сейчас выразились, хитом продаж. Во-первых, это был лучший синий из всех им известных, кроме того, отличный рекламный ход — само название, поскольку на Западе тогда было модно все связанное с загадочным Востоком. Правда, сначала предстояло скинуть с пьедестала потенциальных конкурентов, монополизировавших поставки синего, — тех, кто выращивал вайду, из которой тоже получали насыщенный синий цвет.

Сорняк на службе у повстанцев

Вайда — забавное название, оно похоже на английское «weed» (сорняк), и на самом деле слова происходят от одного корня. Семена красильной вайды так легко разносятся ветром, что растение становится непрошеным гостем во многих садах и полях. Вайда очень плодовита. В некоторых штатах ее запрещено культивировать, поскольку, скажем, в Юте до сих пор не могут победить остатки вайды, которую в XIX веке выращивали красильщики-мормоны.

У британцев вайда ассоциируется с войной, поскольку это символ яростной борьбы древних бриттов против римских завоевателей. Английские школьники проходят, что королева Бодицея в платье синего цвета вела свои войска в атаку, а великий воин король Карактак обмазывал себя вайдой с ног до головы перед каждым сражением.

Я посетила гору Кэр Карадок в Шропшире, где, по преданию, в последний раз останавливался Карактак перед битвой в ноябре 51 года нашей эры. Я попыталась представить себе промозглое утро, воинов-бриттов, стоявших здесь и разрисовывавших свои тела вайдой, пока еще не знающих, что они проиграют сражение. Ветер свистел в ушах, пока я шла по склону, и его порывы звучали как боевой клич. Под такой аккомпанемент перед глазами сами возникали фигуры воинов под предводительством сына Кимбелайна, который призывал дать отпор вновь вторгшимся римлянам. За сто лет до этого Юлий Цезарь прибыл сюда с пятью своими легионами, и ему удалось значительно продвинуться вперед. Ход Галльской войны известен нам в изложении самого Цезаря, который в своем сочинении большое внимание уделил и традициям бриттов. Он писал, что бритты питаются молоком и мясом, одеваются в кожу, делят одну женщину на десятерых. Следующую фразу полководца долгое время анализировали историки: «Все бритты покрывают себя стеклом (vitrum), от которого кожа становится синей, что придает им свирепый вид и устрашает противника».

Что же это за «стекло» — вайда или какая-то другая синяя краска? Сложно сказать с уверенностью, но одно мы знаем точно — две тысячи лет назад вайду завезли в Британию, и стручки с семенами этого растения до сих пор находят в доримских захоронениях, а значит, у бриттов было чем себя раскрасить. Плиний, который оказывался прав примерно в пятидесяти процентах случаев, заявлял, что бритты использовали некое растение (он называет его в своем тексте «glaustrum»), которое придает синий оттенок. Юные девушки покрывают краской все тело, а потом обнаженные участвуют в религиозных церемониях, а кожа у них «как у эфиопцев». Но в 51 году никакие обнаженные девушки не смогли умилостивить кельтских богов. Римляне медленно, но верно завоевывали страну, и Карактак стал лидером повстанцев.

Полуголые бритты под предводительством Карактака вполне могли раскрашивать себя вайдой, при этом красильщики, использовавшие вайду, и те, что применяли другие синие красители, сталкивались на протяжении веков. На самом деле изготовить краску из вайды не так уж просто. Нужно взять зеленые листья первого года роста (поскольку потом в них уже не будет красящего вещества), измельчить, замочить, дать хорошенько перебродить, потом высушить, в итоге получится компост синего цвета. Как-то раз я попробовала раскрасить руки и ноги такой самодельной краской, но она исчезла с рук, стоило мне вспотеть, пока я лезла в горку, а значит, была слишком нестойкой для битвы, правда, на ногах держалась пару дней, и все сочувственно вздыхали при виде моих «синяков».

Если красильщики времен Карактака хотели использовать вайду в качестве красителя, им нужно было последовательно выполнить все стадии сложного и загадочного процесса, который происходит в красильных чанах. Сначала надо было удалить из чана кислород, к примеру путем брожения, и тогда жидкость приобретала желтоватый оттенок. Магия индиго заключается в том, что синий цвет проявляется после того, как предмет (будь то ткань или рука) вынут из чана: он должен снова вступить во взаимодействие с кислородом.

Второй способ — втирать в тело сине-зеленый осадок. Скорее всего, древние бритты поступали именно так. Но зачем? Только для того, чтобы напугать римлян, или это ритуальное действо имело и еще какое-то значение? Возможная причина заключается в том, что вайда обладает вяжущим свойством и останавливает кровотечение. Мне об этой особенности вайды рассказала Пэт Фиш, татуировщица из калифорнийской Санта-Барбары, которая за свою карьеру успела нанести тысячи кельтских крестов на кожу клиентов. Она выполняла почти все пожелания, не набивала только сатанинскую символику («может, клиенту и все равно, а вот мне противно»), но раз и навсегда отказалась от использования вайды.

Пэт рассказала мне, что пять лет тому назад один из ее клиентов пришел к выводу, что кельтские воины якобы на самом деле не раскрашивали, а татуировали свои тела, и он решил проверить эту теорию на практике, на себе. Поскольку вайда запрещена в Калифорнии как сорняк, то клиент прислал готовую краску из Канады. Забавно, что человек, решившийся покрыть свое тело татуировками, боялся нарушить закон. Пэт сделала ему на лодыжке татуировку в виде кельтского креста. Сначала все было нормально, но через пару дней нога распухла. Пэт побежала вместе с клиентом к врачам, и те ужаснулись. Оказалось, что вайда начала «лечить» рану изнутри, в итоге у клиента навсегда остался красивый ровный шрам в виде кельтского креста, но синий цвет исчез без следа.

Однако теория незадачливого экспериментатора небезосновательна, поскольку синий краситель действительно использовали для татуировок, к примеру, в Нигерии и Персии, так что ряд ученых соглашается с тем, что Карактаку не нужно было постоянно нырять в красильные чаны, поскольку краска на его теле уже не смывалась. В конце 1980-х годов в графстве Чешир обнаружили в торфяном болоте несколько тел. Находка взбудоражила общественность. Один мужчина, подозреваемый в убийстве жены, даже чистосердечно признался в преступлении, испугавшись, что это труп его благоверной. Но ученые установили, что это тела людей, живших в 300 году до нашей эры. Археологи с оговорками (все-таки тела сильно сгнили, да и в торфяном болоте содержатся свои микроэлементы) сообщили, что нашли на одном из трупов следы металла и есть вероятность, что кельты покрывали свое тело синими татуировками.

Татуировки в европейской культуре означали нарушение социальных норм, при этом они имели различную подоплеку. Это могло быть знаком храбрости, благочестия (армянские христиане наносили татуировки, совершив паломничество) или, наоборот, нечестивости (на одной из картин Хогарта из цикла «Модный брак» изображена женщина с татуировкой на груди, и зрители в XVIII веке безошибочно узнавали в ней преступницу); татуировки подчеркивают мужественность (в Гонконге членов «триад» можно было узнать по татуировкам в виде дракона), или же это просто чудачество. Жители Таити готовили краску для татуировок из скорлупы кокосового ореха, американские индейцы использовали паутину и пепел папоротника, маори смешивали сажу и сожженных гусениц с рыбьим жиром для нанесения священных татуировок, выполнявших роль паспорта, а европейские матросы брали сажу, поскольку черный цвет на бледной коже выглядит как синий, или даже порох.

Появление в палитре татуировщиков более ярких оттенков совпало с началом импрессионизма. Пока художники выстраивались в очередь за новыми красками, чтобы запечатлеть балерин или белые лилии, татуировщики экспериментировали с теми же цветами, набивая русалок и розы. Одним из первых татуировщиков, который начал вводить новые красители, был известный мастер Джордж Барчет, получивший прозвище Короля Тату. Именно он впервые попробовал новую синюю краску производства компании «Винзор и Ньютон». Даже после смерти мастера в 1953 году его студия продолжала продавать красители. Председатель клуба татуировщиков Великобритании и по совместительству основатель Британского музея истории татуировок Лайонел Тиченер рассказал мне, что к концу 1950-х годов английские татуировщики пользовались красками, привезенными из Штатов, которые предварительно тестировали на безопасность, а к началу 1970-х почти отказались от применения обычных красок из арсенала художников. Сейчас Евросоюз собирается наложить ограничения на красители, которые могут использовать в тату-салонах в Европе.

Что же касается Карактака, то если у него на теле имелись татуировки, сделаны они были, скорее всего, медью или железом; ни то, ни другое в Евросоюзе бы не одобрили.

Страницы: